Для начала нужно определиться, в какой бильярд вы будете играть. Как не едят спагетти палочками для риса, так не играют в русскую пирамиду кием для английского снукера. Длина и вес, следовательно, и балансировка у них разные, также разный удар по шару, да и сами шары отличаются весом и размерами.
Можно классифицировать кии так:
- для русского бильярда;
- карамбольный;
- снукерный;
- для американского пула.
Кий для русского бильярда в полтора раза тяжелее снукерного и длиннее на 10-20 см. Ударив таким кием по снукерному лёгкому и мелкому шару, трудно добиться точности и правильной силы удара. Конечно, игрок волен играть понравившимся ему кием, но его длина, вес и балансировка являются определяющими характеристиками в исполнении профессиональных ударов, в их точности и силе. Компания "Массе" точно просчитывает влияние этих характеристик, не лишне будет перед выбором кия посмотреть данные этих расчётов и исследований.
Кии изготавливаются из пластика, дерева и из дерева в пластиковой оболочке. Выбираются породы дерева с твёрдой древесиной. Это клён, граб, рамин (произрастающий в Индонезии), палисандр, чёрное дерево — эбеновая хурма. Для новичка кии из чёрного дерева и клёна "Птичий глаз" брать — удовольствие сомнительное: стоят дорого, а результаты игры ещё не радуют. Пластиковыми же киями новичку играть можно, но следует помнить, что профессионалы ими не играют, характеристики не те. При точнейшей осевой симметрии и стойкости к деформациям к пластиковому кию даже наклейку приклеить невозможно, следовательно, возможны частые "киксы". А раз не то, что нужно, не стоит и привыкать. Разве только, если бильярдный стол стоит в предбаннике: пластиковые кии не боятся сырости. Хорошее сочетание качества и практичности у киев фирмы Cuetec: некоторые деревянные кии они одевают в оболочку из пластика.
Китайские и тайваньские кии имеют довольно низкое качество. Намного лучше американские и канадские. Больше славятся итальянские кии "Longoni", голландские Cuetec и "Optitec". Нельзя не гордиться тем, что наиболее ценными считаются наши казанские кии. Хороший кий в руках "играет и поёт": если постучать, прокручивая, по руке турняком (утолщённой частью кия), слышится равномерный звук. Об авторских киях и говорить нечего — их делают люди, знающие об игре всё. Если сравнивать брендовый кий со скрипкой, то авторский можно сравнить с работами Страдивари или Гварнери.
Протестировать кий можно так:
- по ровному сукну прокатить шафт, то есть верхнюю часть кия, затем турняк, потом весь кий в сборе — не должно быть между кием (или его частями) и сукном просветов, маломальского биения, неравномерного мелькания наклейки;
- наклейка должна представлять сферу;
- лак не должен иметь сколов и трещин, шафт должен легко скользить по коже;
- не должен чувствоваться стык между турняком и шафтом;
Надёжный салон-магазин всегда даст возможность ударить кием несколько раз по шару, потому не надо хватать первый же понравившийся: как идет удар, и как кий лежит в руке — чувство подскажет, что это именно ВАШ КИЙ.
Помимо идеальной ровности хороший кий должен быть многозапильным, то есть шафт должен быть склеен из кусочков разных пород древесины: короткие волокна одного кусочка, сами мало поддаваясь изменениям, практически не деформируют кий. Кий должен соответствовать росту игрока.
Он должен "приятно выглядеть", но это вовсе не означает, что на нём должны присутствовать все цвета радуги или бриллианты, достойные короны. Везде нужна мера. И ещё из области этики: настоящий бильярдист играет только своим кием.
Автор: -ermak-